В настоящее время автолюбители начали постепенно осознавать, что страхование является не просто лишней статьей расходов на содержание транспортного средства, но и дополнительной «подушкой безопасности», которая дает возможность с минимальными потерями для бюджета и нервной системы пережить такую стрессовую ситуацию, как ДТП. Наряду с этим, страховая компания, как каждая коммерческая организация, старается получить прибыль и минимизировать расходы в виде страховых выплат.
О некоторых особенностях поведения страховых компаний при возмещении ущерба нам удалось узнать у Игоря Тютикова - адвоката, независимого эксперта юридической службы автоэкспертного бюро «Тест-Сервис». Многие специалисты бюро довольно часто сталкиваются с тем, что отдельные страховые компании довольно часто не только нарушают сроки страховых выплат, преднамеренно затягивая их, но и пытаются разными способами совсем не производить выплаты, или необоснованно произвести низкую страховую выплату. Недобросовестные страховщики используют целый ряд приемов, которые дают возможность им осуществить низкую страховую выплату при ДТП. К большому сожалению, в нашем законодательстве не предусмотрено какое-либо наказание (административное или уголовное) за применение данных хитростей.
Страховщики наиболее часто используют прием, связанный с отсутствием независимой экспертизы, который предусматривает неполное страховое возмещение. Страховая компания или самостоятельно осуществляет оценку ущерба или направляет на экспертизу в оценочную организацию, с которой есть договор.
Зачастую оценочная организация косвенно заинтересована в оценке ущерба, и поэтому снижает реальную цену запасных частей или стоимость нормо-часов на ремонт автомобиля при расчетах, и повышает процент износа автомобиля. Из практики известно, что при такой оценке автомобиля снижение страхового возмещения составляет примерно 50%, а иногда и 70% от настоящего ущерба. Поэтому необходима независимая экспертиза автомобиля. Сейчас существуют некоммерческие саморегулируемые партнерства независимых оценщиков, которые на базе объективного рынка авто-услуг определяют среднюю стоимость нормо-часа. По этой причине, необходимо обращаться в страховую компанию, в которой оценку производит независимый эксперт.
В случае, если вина в ДТП неоднозначна, то страховая компания может найти какую-нибудь причины для отказа или низкой страховой выплаты по ущербу ДТП. Например, в одном из документов, составленных сотрудниками ГИБДД, найти зацепку для изменения доли вины, благодаря которой компания может выплатить не 100%, а только 50%, а может быть и 20%, но во многих случаях полностью отказаться от возмещения ущерба. Для этого, обычно, нарушаются причинно-следственные связи. Например, случайно не пристегнутый ремень безопасности, из-за которого не произошло ДТП, может дать возможность выплатить низкую страховую выплату, поскольку в данном случае есть нарушение требований ПДД. Всегда следует помнить о том, что подлинная доля вины может быть установлена только судом.